Проект «Бережливая поликлиника»

Белгородская область уже на протяжении 8 лет для управления изменениями во всех отраслях экономики использует проектный подход, позволяющий на основе глубокого анализа ситуации, выявлять проблемы, ставить конкретные цели и достигать запланированного результата.

Ежегодно департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, как и другие органы власти региона, формирует портфель проектов, в числе которых проект «Бережливая поликлиника», направленный на внедрение в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, бережливых технологий, способствующих созданию пациенториентированной системы оказания медицинских услуг и благоприятной производственной среды по направлениям: обеспечение безопасности и качества, исполнение заказов, устранение потерь и сокращение затрат, создание корпоративной культуры.

рис1.jpg

Учитывая, что в реализации любых изменений самым главным двигателем являются люди, большое внимание уделяется обучению бережливому производству. На сегодняшний день обучено в форме повышения квалификации на базе Минздрава России при поддержке РОСАТОМА, Тверского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации и Белгородского государственного национального исследовательского университета 297 сотрудников медицинских организаций и 12 сотрудников департамента. Полученные знания не консервируются, а тиражируются внутри медицинских организаций в форме внутрикорпоративных обучений, которые прошли в каждой центральной районной больнице и поликлинике области по принципу веерности.


рис 2.jpg

В 2018 году уделено особое внимание и материально-техническому состоянию учреждений: выполняется капитальный ремонт 11 поликлиник. В течение предстоящих 3 лет планируется отремонтировать еще 10. При этом стоит отметить, что и в тех поликлиниках, где капитальный ремонт не планируется, в рамках текущего ремонта решены вопросы переформатирования регистратуры по принципу открытости.

Во всех поликлиниках организованы контакт-центры и картохранилища. В следующем году планируется создание в трёх городах области локальных контакт-центров, обслуживающих сразу все поликлиники территории города.

рис3.png

Поликлиники и больницы региона в настоящее время оснащаются системой навигации, помогающей пациентам лучше ориентироваться в медицинской организации.

рис4.png

рис5.jpg

Во всех поликлиниках организованы зоны комфорта, фито зоны, где пациенты могут выпить травяной чай и почерпнуть информацию о полезных свойствах разных растений. Организованы комфортные зоны и для детей, причем не только в детских, но и во всех взрослых поликлиниках области.

рис6.png

Осуществляется оснащение амбулаторного звена компьютерной техникой, подключение к сети Интернет, модернизация региональной медицинской информационной системы. Кроме того, с целью обеспечения принципа открытости, который предполагает создание особой атмосферы и возможности свободно выражать свое мнение, вносить замечания и предложения, обеспечена обратная связь с медицинским сообществом, в том числе в режиме видео-конференц связи.

рис6.jpg

В дополнение к существующим электронным ресурсам запущено мобильное приложение и у пациента добавилась возможность электронной записи на прием к врачу, наблюдению за своим здоровьем с использованием мобильного приложения.

Немало усилий прилагается к формированию у всех участников процесса медицинских услуг «бережливой» идеологии. Активно задействуются печатные и интернет средства массовой информации.

Для вовлечения населения в работу по выявлению проблем на сайтах департамента и всех медицинских учреждений, участвующих в проекте, а также в социальных сетях, созданы разделы, посвященные бережливому производству. Кроме того, во всех медицинских организациях организованы места сбора проблем и предложений, на каждом этаже, а также на сайтах размещена информация о контактном телефоне горячей линии. Выстраивается открытый диалог с населением, который условно можно называть «знакомство вновь». Все врачи обеспечены мобильной корпоративной связью. Администрация также поддерживает непосредственный контакт с населением с целью оперативного решения возникающих проблем.

рис 8.jpg

Для обеспечения максимального участия персонала медицинской организации в процессе внедрения бережливых технологий решается задача формирования у персонала положительного отношения к этой деятельности. Полезной практикой стала коммуникация руководителя с коллективом.

рис8.png

Во всех медицинских организациях начата работа по переходу на систему 5 «С»: уже произведена сортировка, уборка и наведен порядок, начат этап картирования процессов и разработки бережливых проектов.

Для исключения «отката» в исходное состояние улучшенные процессы и достигнутые результаты стандартизируются. Стандарт позволяет:

- обеспечить упрощение функций: все сложные действия прописываются в виде простых, однозначно трактуемых действий,

- обеспечить базу для обучения: любой сотрудник, последовательно выполняя обозначенные действия, может безошибочно выполнить заданную работу,

- обеспечить базу для аудита.

Стандарт дает возможность проверить качество выполнения сотрудником действия (любое отклонение от стандарта является нарушением) и предотвратить возникновение проблем в будущем.

99.jpg

Есть уже и первые результаты. В медицинских организациях, в которых уже реализованы проекты, зафиксировано сокращение очередей и времени протекания процессов, что положительно сказывается на уровне удовлетворенности пациентов.



В список новостей