Проект «Бережливая поликлиника»

Проект «Бережливая поликлиника» расширил свою географию. С апреля 2018 года участниками проекта стали поликлинические отделения всех центральных районных больниц области. Эти учреждения наряду с остальными участниками проекта уже начали работу над решением проблем, как оказалось в результате проведенного анкетирования, характерных для всех медицинских организаций.

Так, например, медицинским персоналом были обозначены следующие проблемы: выполнение регистратором нескольких функций, смешение потоков пациентов, вход пациентов в верхней одежде (пациенты идут минуя гардероб), ведение большого количества документации с дублирующей информацией, одномоментное обращение в кабинет забора бактериологических материалов от 30 до 60 человек, неудобное месторасположение кабинета забора бактериологических анализов, ведение журнала с дублирующей информацией, длительное заполнение медицинской документации врачом (до 7 минут), большой поток внеплановых пациентов без предварительной записи (до 35 %), приход пациентов не в назначенное время (до 25 %), очереди в регистратуру отделения профилактических осмотров (от 6 до 10 человек) в разных временных промежутках, несоблюдение подростками времени посещения.

Слабость отдельных звеньев в единой цепочке процессов, отмеченных сотрудниками медицинских организаций, несомненно, имеют причинно-следственную связь с проблемами, которые указывались и пациентами: длительное ожидание в очереди в регистратуру (до 25 минут), долгий дозвон (до 40 минут), длительный поиск лаборатории (до 20 минут), ожидание в очереди у кабинета забора крови (до 40 минут), длительный срок ожидания талонов для забора крови (до 14 дней), отвлечение врача для приема пациента в фильтр-боксе с целью оказания неотложной помощи, ожидание в очереди у кабинетов врача-терапевта/педиатра (до 50 минут), длительное время прохождения профилактического осмотра (взрослого населения – до 4 дней, детей – до 7 дней), низкая информированность родителей о задачах и сроках прохождения профилактического осмотра детей, ожидание в очереди до 45 минут при прохождении профилактического осмотра детей.

Все выявленные проблемы для их решения были систематизированы по основным направлениям: организация работы регистратуры, организация работы процедурного кабинета, организация забора бактериологических материалов, организация приёма врача-терапевта (педиатра), организация проведения профилактических осмотров (взрослого населения, детей первого года жизни, детей (подростков) 14-17 лет).

С целью поиска путей решения выявленных проблем и для дальнейшего определения критических зон вышеназванных процессов во всех поликлинических отделениях участников проекта сформирован ряд мероприятий, выполнение которых в комплексе должно привести к улучшению ключевых показателей по выбранным направлениям. Так, например, ожидается, что в результате введения электронной записи в процедурные кабинеты с указанием временного интервала, разграничения потоков забора крови (диспансеризация, беременные, профилактические осмотры), увеличения продолжительности рабочего времени для забора крови, перепланировки рабочего места медперсонала по системе «5С», установки указателей (навигации), ведения ЭМК, организации профилактического осмотра на одной площадке, разработки памяток о порядке и сроках прохождения профилактического осмотра, организации работы дежурного врача, организации работы врача-педиатра фильтр-бокса, увеличения времени приема специалистов приведёт к сокращению времени ожидания пациента в очереди в регистратуру до 5 минут и времени дозвона в поликлинику до 15 минут, увеличению доли самостоятельной записи через интернет до 40 %, сокращению времени ожидания пациента в очереди в процедурный кабинет до 15 минут, а времени пребывания пациента в процедурном кабинете – до 3 минут, сокращению срока ожидания талонов для забора крови до 3 дней, увеличению пропускной способности процедурного кабинета при заборе крови (на 1 медсестру) до 50 человек, сокращению времени ожидания пациента в очереди у кабинета забора бактериологического материала до 10 минут, сокращению времени ожидания пациента в очереди у кабинетов врача-терапевта/педиатра до 20 минут, сокращение времени прохождения профилактического осмотра взрослого населения и детей первого года жизни до 1-2 дней, а детей-подростков – до 1,5 часов.

Для полного понимания предложенных мероприятий приведем наиболее часто встречающиеся пояснения организации рабочего пространства по системе «5С»:

1С – сортировка (разделение всех предметов на нужные и ненужные и удаление из операционной зоны ненужных предметов);

2С – создание порядка (подбор оптимального расположения предметов в операционной зоне, очерчивание (нанесения контура) и маркировка мест хранения предметов, нанесение разделительных линий между рабочими зонами);

3С – содержание рабочего места в чистоте (придание оборудованию и рабочему месту опрятности, создание условий, при которых образование грязи и пыли сводилось к минимально допустимому количеству);

4С – стандартизация (создание единого подхода к выполнению процедур, контроль соблюдения установленного порядка, установленного в процессе выполнения 1С, 2С и 3С по понятному для всех и простому в использовании чек-листу);

5С – совершенствование и/или самодисциплина (создание условий, которые будут стимулировать персонал на дальнейшее внедрение системы «5С» во все процессы).

Конечно, повышением эффективности организации рабочих мест не ограничивается весь комплекс мер, которые планируется осуществить в целях решения выявленных проблем. Предполагаются и более затратные.

Так, например, Белгородский территориальный фонд обязательного медицинского страхования не только проводит опросы (анкетирование) по доступности и качеству амбулаторно-поликлинической помощи, организует консультирование пациентов и совместно со страховыми компаниями информирование населения по вопросам прав и возможностей страховой медицины, но и за счёт ненормированного страхового запаса обеспечит приобретение медицинского оборудования.

В целом же в процессе улучшения работы поликлиник и поликлинических отделений может принять участие любой неравнодушный житель области. Для обеспечения такой возможности в наших медицинских учреждениях организованы специальные места сбора предложений.

Уважаемые жители области! Предлагаем Вам включиться в реализацию проекта «Бережливая поликлиника». Мы рассчитываем на Вашу активность и неравнодушие, ведь только общими усилиями мы сможем достичь запланированных результатов.



В список новостей